Ваш город:

Управление самостоятельной работой студента

7 февр. 2022 г.
3
2529

Особенность деятельности специалиста в условиях современного научно-технического прогресса заключается не столько в приобретенных профессиональных знаниях, умениях и навыков, сколько в способности сотрудника самостоятельно, быстро и качественно совершенствовать свою квалификацию.

Управление самостоятельной работой студента

Таков сегодня социальный заказ общества системе образования. И оно продиктовано не только повседневными потребностями в постоянном повышении качества подготовки специалиста, но и более глобальной социальной задачей - привести состояние образования в соответствии с новыми целями совершенствования общества.

Наибольший резерв и главное условие интенсификации социального и экономического прогресса - человеческий фактор и формирование каждого члена общества как всесторонне развитой личности. Такой путь ускорения социального прогресса путем активного формирования его носителей требует существенной перестройки содержания, методов и технологии всей системы образования. При этом, в самом процессе совершенствования образования акцент деятельности преподавателя должен смещаться с разработки новых форм и методов активизации собственной деятельности на стимуляцию активности студента. Ведь именно от воли, интересов и стремлений последнего зависит степень вовлечения его в учебный процесс и, как следствие, успешность овладения профессией.

Методическая система педагогически управляемого самообучения студентов призвана реализовать в условиях работы вуза педагогическую и дидактическую системы. Она нацелена на переработку и перенос социального опыта, представленными в программных документах (источниках), в соответствующие учебные материалы и организацию деятельности учащихся. А следовательно, и создание соответствующих условий для эффективного управления самим процессом присвоения социального опыта студентами.

Три уровня управления самостоятельной работой студента

Система управления самостоятельной работой студентов имеет три уровня:

  • факультет;
  • отдельный курс;
  • учебная дисциплина.

Всем этим уровням соответствуют функции управления в обучении: планирование - координация учебных дисциплин, параллельно изучаются (деканат) дидактическая и методическая деятельность преподавания (кафедры).

Основной уровень организации и управления самостоятельной работы - это управление в рамках конкретной учебной дисциплины, в ходе которого предполагается формирование у студентов интеллектуальных умений и личностных качеств, а также элементов умственной культуры.

Принцип индивидуализации в обучении вообще и в системе управления самостоятельной работой в частности, предусматривает:

  • переход к изучению нового материала только после досконального усвоения предыдущего;
  • индивидуальный темп освоения новых знаний и навыков;
  • обработку материала, использование письменных источников знаний, которым отдается предпочтение, привлечение более подготовленных студентов в качестве консультантов, использование лекций с целью мотивации самостоятельной познавательной деятельности и вооружение студентов методологии познания.

Дидактические цели изучаемой дисциплины

Под дидактическими целями мы понимаем прогнозируемые, заблаговременно запланированные результаты обучения, которые выражаются с помощью понятий учебной деятельности студентов, объективно определяются и контролируются. На практике дидактические цели или определяются очень широко, вследствие чего их нельзя сравнить с реально получаемыми результатами, или заменяются содержанием темы обучения без определения того, на каком уровне формирования знаний и умений студент должен усвоить содержание изучаемой дисциплины.

Существенный недостаток в этой области - замена дидактических целей, т.е. целевых действий студентов, запланированной деятельностью преподавателя. В итоге создается впечатление, что преподаватель работает в поте лица, а студент - вполсилы. А на самом деле, определение дидактической цели должно отражать учебную деятельность студента, необходимую и прогнозируемую. Только в этом случае можно добиться реально ощутимых результатов.

Дидактические материалы, необходимые для самостоятельной работы

Необходимо управлять самостоятельной работой студентов на основе методических инструкций и дидактических материалов. Учебные, методические материалы, с которыми работает студент, условно можно разделить на две части:

  • учебные тексты, дидактические материалы (учебники, пособия, сборники задач и т.д..)
  • методические инструкции для учебной работы над материалом. Эти материалы, особенно методические инструкции, выступают в реальном обучении как средство непосредственного управления работой студентов (т.е. управление при отсутствии преподавателя). В них в общем виде изложен опыт преподавателя (его рекомендации, указания), которые передаются студенту. Такие инструкции разрабатываются отдельно для каждой учебной единицы.

Большое значение для студентов приобретают дидактические материалы и учебно-методические пособия в лекционном курсе. Они могут иметь вид схем-планов, где каждая тема лекционного курса представлена в форме логически выделенных смысловых частей, после которых можно предложить несколько приближенных вопросов или познавательных задач. Такие пособия уже сами по себе учат студентов и помогают им в будущем самостоятельно выделять в лекции основные смысловые части, что необходимо для лучшего понимания материала. Дидактические материалы полезно раздавать студентам заблаговременно, чтобы они могли служить ориентиром как в ходе лекции, так и во время подготовки к лекционным занятиям дома.

Стремление студентов изучать определенную информацию, заложенную в дидактических материалах, дозирует и стимулирует их самостоятельную работу. И тем самым, направляет домашнюю подготовку студентов к следующей лекции, помогает более глубокому осмыслению материала лекции и способствует выработке навыков работы с книгой. Студенты сами выбирают какую литературу им использовать в подготовке.

Все это создает условия для самоорганизации познавательной деятельности самого студента, которая приобретает целенаправленный характер и проходит без непосредственного участия преподавателя (хотя он, естественно, незримо присутствует и руководит работой студентов через программу, заложенную в дидактических материалах). Дидактические материалы являются вторым каналом управления познавательной деятельностью студентов. В их содержании, структуре должны быть отражены все дидактические принципы, в частности научность, доступность и последовательность.

Обратная связь, как важнейший фактор управления самостоятельной работой студента

Управление самостоятельной работой студента невозможно без систематической обратной связи, которая выступает в форме самоконтроля и предусматривает контроль со стороны преподавателя. Внешняя обратная связь, которая осуществляется преподавателем, является общеизвестным компонентом управления самостоятельной работой студентов. Путем самоконтроля, осуществляемого на основе инструкции и тестов, студент проверяет, насколько им усвоен учебный материал. Самоконтроль, как правило, связан с инструкцией, необходимой для самокоррекции. Итак, студент получает возможность исправлять в ходе обучения неправильные решения задач, допущенные им ошибки и т.д. Чем точнее информация об ошибке или неправильном решении задачи, тем эффективнее помощь, предоставляемая студенту.

Говоря о полном освоении соответствующих дидактических целей (задач), мы имеем в виду овладение студентом предмета обучения на заранее определенном уровне. Критерием для такого определения является уровень подготовки студента, необходимый и достаточный для овладения им нового материала. Это касается как отдельно взятого учебного предмета, так и всех учебных дисциплин, которые составляют объем специальности студента.

Предлагаемая система управления самостоятельной работой студента выходит из точного определения целей учебных программ, проектируемой деятельности и проверки достижения этих целей и учебной дисциплины путем самоконтроля.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
М. Мишустин выступает с докладом правительства РФ
В рамках отчёта правительства в Госдуме РФ в четверг премьер-министр Михаил Мишустин сообщил о необходимости серьёзного обсуждения возможной отмена Ед..
О возможности отмены ЕГЭ и лучшем результате школьников по победам в олимпиадах за последние 5 лет
23 мар. 2023 г.
0
401
Профориентация в школах РФ
На Первом всероссийском фестивале «Билет в будущее», который проходит в Екатеринбурге, министр просвещения Сергей Кравцов сообщил о том, что ведомство..
В Минпросвещения РФ подготовили новую программу развития профориентации в школах
22 мар. 2023 г.
0
979
Приёмная кампания
Как сообщает ТАСС, по данным Министерства науки и высшего образования РФ, в 2023 году на бюджет смогут поступить два из трёх выпускников. А в российск..
Об увеличении бюджетных мест в вузах РФ и изучении африканских языков в школах
21 мар. 2023 г.
0
1567
Комментарии
Гость
Гость
11 февр. 2022 г., 11:40

А кто автор сего опуса? Он со студентами когда-нибудь работал? Полная оторванность от реальной действительности.

Сергей
Гость
11 февр. 2022 г., 13:36

Таких прожектов я даже в советских ВУЗах не наблюдал, а там условий для самостоятельной работу студентов было намного больше чем сегодня. В последнее время большая масса студентов вообще не работает самостоятельно. А вот в лихие 90-е в одном их университетов, занимающем 3 аудитории в ПТУ, на вопрос а ка же вы проводите занятия я получил ответ. А у нас применяются передовые Европейские технологии, при которых студенты занимаются самостоятельно. Вот это были университеты. Вы хотите возвратав 90-е?

Jesus
Гость
5 мар. 2023 г., 0:18

Thanks for your support!!

We are looking for
LTC6915IGN
ADV476KN66E
L6234D
NE5211D

Our team has years of experience in the industry, and we have established strong relationships with top manufacturers and suppliers worldwide. This allows us to offer competitive pricing and quick turnaround times, ensuring that our customers receive the components they need on time and within budget.

Whether you are looking for a specific component or need help with a hard-to-find integrated circuit, we are here to help. We offer a range of services, including sourcing, logistics, and quality assurance, to ensure that you receive the best possible service.

NO MOQ is required!

If you're interested in learning more about our services, please feel free to visit our website https://icsouring.com
or contact us directly at

Whatsapp : 852-55367269
Email: info@icsouring.com

We would be more than happy to discuss your needs and we look forward to the opportunity to work with you.


Payment Method:
Paypal / Western Uniuon / TT

See you!

Best Regards,
Sisi
IC Sourcing Ltd

If you wish to no longer receive emails from us you can Unsubscribe Here

Оставить свой комментарий

Ваш город: