Ваш город:

Какое оно, двухуровневое высшее образование

18 мар. 2021 г.
0
504

Одно из требований Болонской системы, к которой Россия присоединилась в 2003 году – двухступенчатая модель высшего образования, соответствующая единому европейскому образовательному пространству: бакалавриат и магистратура. Новые ступени образования плохо приживаются и вызывают сомнения в степени подготовленности выпускника. Давайте подробно рассмотрим сходства и различия этих систем.

Какое оно, двухуровневое высшее образование

Но для начала давайте разберемся с хорошо знакомым нам понятием «специалист», прочно укоренившемуся в сознании работодателей, желающих получить «готовый продукт», которому можно доверить конкретный участок работы, в соответствии со специальностью.

Специалист (специалитет)

О специалистах теперь можно говорить в прошедшем времени, потому что реорганизация высшего образования в России вытеснила этот уровень подготовки «на исторические задворки».

В советской системе университеты выполняли ведущую роль в подготовке профильных специалистов. Программы регулярно совершенствовались, в них находили отражение последние достижения науки, и нередко развитие одной из специализаций становилось основой для организации института по соответствующему профилю.

Выпускник университета, кроме профильных дисциплин, получал фундаментальные знания по соответствующему направлению, дававшие возможность трудоустройства в соответствующей отрасли и/или заниматься научной деятельностью.

Поступить в университет мог любой желающий, после успешной сдачи устных и письменных экзаменов и по конкурсу аттестатов или дипломов техникумов. Выпускники очного отделения, сразу же после окончания университета, направлялись на работу – трудоустройство по специальности, как и бесплатное обучение, были гарантированы государством.

Параллельно студент имел возможность освоить альтернативные специальности, поскольку первые три курса он изучал фундаментальные дисциплины по выбранному направлению. Система позволяла без труда подготовить специалиста широкого профиля. Обязательными дисциплинами в каждом ВУЗе были: общественные науки, общенаучные (теоретические основы), специальные, альтернативные направления, а также физическое воспитание. При ВУЗах существовали кафедры военной подготовки. Выпускники советских ВУЗов, кроме профессии, получали необходимый набор знаний для дальнейшего роста и саморазвития, успешной социализации или построения карьеры в управленческих структурах.

Обучение в ВУЗах продолжалось в течение 5-6 лет, в зависимости от направления и сложности подготовки. Начиная с 3-4 курса студенты готовили курсовые работы по выбранной дисциплине (специализации), состоящие из теоретической и практической части, а на последнем курсе – дипломную работу, после защиты которой допускались к сдаче выпускных госэкзаменов. Дипломная работа могла стать продолжением исследовательской деятельности в аспирантуре, ее материалы ложились в основу кандидатской диссертации, если выпускник выбирал научную карьеру.

Более узкий уровень подготовки существовал в институтах – по одной из профильных специальностей: выбор профессии был ограничен соответствующей квалификацией. Второе высшее образование можно было получить заочно. Студенты заочной формы обучения стипендию и направление на работу не получали. Нередко передовые рабочие направлялись на учебу от предприятия: так формировался кадровый управленческий резерв.

Качество образования в советской высшей школе обеспечивалось тщательным конкурсным отбором абитуриентов на бесплатной основе, их мотивированностью, изучением фундаментальных наук в сочетании с производственной практикой.

Бакалавр и магистр

Сначала – о принципиальных отличиях обучения в западной высшей школы, формировавшейся в условиях развитого капиталистического общества.

На Западе высшее образование – прерогатива обеспеченных слоев населения. Поэтому система, в том числе и Болонская, формировалась под запросы бизнеса. Высшее образование за рубежом обеспечивает необходимое количество квалифицированных кадров, с минимально необходимым объемом компетенций и навыков для выполнения конкретных профессиональных задач.

Поэтому срок обучения в западных ВУЗах, как правило, длится не более 4 лет, а по окончании выпускнику присваивается академическая степень бакалавра. Программа обучения условно делится на 3 этапа. За это время, в течение первых двух лет, вне зависимости от выбранной специализации, студенты изучают общие дисциплины, а затем готовят реферат. Следующие 2 года – изучение дисциплин по выбранной специальности, точнее – их отдельные, специальные разделы. В списке изучаемых предметов – обязательные и альтернативные (изучаются с первого курса). На 3-4 курсе студенты иностранных ВУЗов обучаются по индивидуальному плану, который составляется на основании предпочтений студента и его финансовых возможностей (каждая выбранная дисциплина оплачивается по отдельному тарифу).

Учебной и производственной практики не предусмотрено, но студенты, по желанию, могут пройти ее на основе «кооперативной программы». Это означает, что производственное обучение студент также обязан оплатить. В этом случае срок обучения продлевается до 5 лет, или чуть более 4 лет, за счет значительного сокращения летних каникул.

Если сравнивать Болонскую систему с советской, то уровень знаний бакалавра соответствует, примерно, уровню специалиста 3-4 курса (то есть, специалисту с неоконченным высшим образованием). Также квалификация бакалавра сопоставима со знаниями выпускника техникума или колледжа, при том, что последние получают хорошую практическую подготовку.

Завершающий этап обучения – двухлетнее обучение с присвоением академической степени магистра, эквивалентной диплому выпускника, получившего специальность в советском ВУЗе.

При обучении в магистратуре студентов разделяют на 3 условные группы:

  • «регулярные» студенты – нацеленные на прослушивание полного курса и получение степени магистра;
  • «условные» студенты – имеющие академические задолженности, не позволяющие зачислить их в магистратуру до полной ликвидации «хвостов»;
  • «специальные» студенты – не претендующие на степень магистра, но желающие получить углубленные знания по одной из дисциплин.

В ходе обучении в магистратуре студент «прикрепляется к советнику», или научному руководителю, с которым составляется индивидуальный учебный план для дальнейшей подготовки и защиты диссертации (или проекта).

Магистратура заканчивается сдачей экзаменов, как и специалитет. Ее цель – освоение узкой специализации. Выпускники магистратуры, как правило, продолжают занятие научно-исследовательской деятельностью.

Выводы

Высшее образование на Западе сфокусировано на самостоятельном освоении знаний. Количество лекций существенно меньше, чем это было предусмотрено в советской высшей школе. Поэтому глубина полученных знаний и индивидуальные планы, которые выбираются студентами произвольно, вызывают сомнения в качестве подготовки специалистов.

Кроме того, Болонская система, в значительной степени предполагающая самостоятельную подготовку студентов, совершенно не соотносится с общеобразовательными программами в школах России, потому что главная роль в подготовке школьников в них отводится учителю.

Из-за вторжения Болонской системы в российское образовательное пространство, некоторые чиновники от просвещения предлагают переформатировать школьное образование, предоставив детям больше самостоятельности в обучении, или часть работы педагога переложить на родителей.

В связи с этим возникают вопросы: не должны ли родители, в этом случае, проходить специальную подготовку по педагогике, психологии и методикам преподавания? Зачем тогда нужна школа, если каждая семья будет иметь собственного педагога? Вопрос о предоставлении детям большей самостоятельности, пожалуй, можно не задавать: это противоречит нашей ментальности – во-первых, а, во-вторых, вряд ли дети школьного возраста способны осознавать с полной ответственностью, насколько важны для них знания в будущем.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Уровень развития цифровой культуры в школах Москвы признан одним из самых высоких в мире
По сообщению ТАСС, согласно результатам исследований международной компании BCG, Москва вошла в число лидеров по уровню развития цифровой культуры в ш..
Уровень развития цифровой культуры в школах Москвы признан одним из самых высоких в мире
14 апр. 2021 г.
0
126
Тренеров спортивных школ и центров наделили статусом педагога
Как передаёт ТАСС, Государственная Дума РФ приняла сегодня в третьем, заключительном, чтении правительственный законопроект, согласно которому тренеры..
Тренеров спортивных школ и центров наделили статусом педагога
14 апр. 2021 г.
0
108
В РФ в дипломы о высшем образовании намерены включить графу «цифровая квалификация»
По информации, предоставленной ТАСС, ректор МИРЭА - Российского технологического университета (РТУ МИРЭА) Станислав Кудж направил в правительство РФ ..
В РФ в дипломы о высшем образовании намерены включить графу «цифровая квалификация»
14 апр. 2021 г.
0
440
Оставить свой комментарий

Ваш город: